Один из вариантов такого стандарта предложил Дмитрий Бычков. Текст документов выкладываю в виде прикрепленных файлов, пояснительную статью к ним процитирую ниже. От себя добавлю, что проект норм можно и нужно обсуждать. По мере роста числа модулей и совершенствования их качества сложности, связанные с отсутствием единого стандарта на фланцы, электрику и прочее, становятся всё заметнее. Если заложить подобный стандарт в основу новых модулей, то через достаточно небольшое время наш макет сможет выглядеть более интересно и профессионально. К этому, безусловно, нужно стремиться.
Конечно, на мой взгляд, отправлять предложения по нормам в адрес журнала Локотранс нецелесообразно. Лучше обсуждать всё здесь и думать, насколько предложенные нормы востребованы, и что в них можно было бы добавить и изменить.
Дмитрий Бычков писал(а):
Разработка модельных норм
для модульных макетов типоразмера Н0е
В настоящее время российские моделисты-узкоколейщики преимущественно пользуются нормами, опубликованными на сайте 750mm.ru. Эти правила являются несколько изменёнными нормами модельных клубов FREMO и Zababov. Авторами сайта проведена значительная работа по переводу и внедрению таких модульных норм, а также предложено обсудить их и принять.
Как показало время, нормы, опубликованные на сайте 750mm.ru, не являются оптимальными. Они содержат ряд неточностей и противоречий. Например, в п.1 нет указаний размеров водоотводных канав (при этом в обязательной части текста канавы есть, в рекомендательной допускается их отсутствие), есть противоречия в части высоты уровня рельса над полом (во вступительной части 900 мм, в п.11 - 1300), жестко ограничена высота рельса (а если кто-то захочет макет современной ДЖД построить?), есть противоречия в профиле пути в районе стыка модулей (по п.3 путь обязательно перпендикулярен торцу, п.7 допускает уклон 30 0/00) и пр. В нормах нет указаний по поводу стыковки с модулями с 3х-ниточным железнодорожным путём (узкая+широкая колея). Как в таком случае действовать? А как делать совмещенные станции (узкая+широкая колея), если требования к высоте пути над уровнем пола при одном масштабе для разной колеи значительно отличаются? Кроме того, непонятно, на каком основании российские моделисты должны придерживаться норм клуба FREMO, иногда противоречащих обязательным международным NEM.
Вследствие этого, появилось предложение переработать существующий текст с учётом накопленного в наших условиях опыта и принять как Российские модульные нормы типоразмера Н0е. В ходе работы над текстом таких норм, для того, чтобы не «изобретать велосипед» и не вносить противоречия с уже действующей международной системой NEM, избежать повторов и пробелов информации, появилась необходимость проанализировать весь свод требований MOROP, имеющих отношение к рассматриваемой теме. Основная часть норм NEM переведёна на русский язык и опубликована в книге «Искусство железнодорожного моделизма. Инструменты. Наша мастерская» (ООО «Издательский дом «Железнодорожное Дело» 2012г.) Остальные полезные NEMы были взяты с сайта MOROP. В результате анализа норм NEM и норм, опубликованных на сайте 750mm.ru, пришло понимание, как вообще должны выглядеть нормы, в какой форме, как систематизируется информация, какие требования целесообразно использовать а какие излишни и т.д. Предлагаемый проект российской нормы «Модульные макеты. Типоразмер Н0е» взаимоувязывает требования, используемые моделистами с сайта 750mm.ru, действующие NEM и опыт изготовления и применения ширококолейных макетов в нашей стране (а значит, адаптирован к особенностям «национального характера»). Кроме того, этот текст выполнен в форме нормы системы NEM для удобства использования и возможности его дальнейшего утверждения в MOROP. При этом нужно иметь ввиду, что национальные нормы могут вступать в противоречие с рекомендательными (необязательными!) нормами NEM, при этом приоритет сохраняться за национальными. Иными словами, при создании моделей и макетов, необходимо руководствоваться обязательными NEM и российскими нормами, а во всём неоговоренном – рекомендательными NEM. Национальные нормы должны отражать либо специфику местных железных дорог, либо восполнять существующие пробелы в действующей системе норм.
При разработке проекта нормы, одной из основных задач было в максимально возможной степени сохранить уже прижившихся у моделистов требования. В итоге, изменения требований затрагивают существующие модули лишь в незначительной степени, так как, во-первых, изменения не столь уж глобальны, а во-вторых – модули между собой можно стыковать струбцинами. По сути, предлагаемая норма, это не столько изменение требований, сколько их уточнение и увязка с действующими требованиями NEM.
Все отзывы и предложения по проекту норм прошу передавать по эл. адресу bychkovdm1@rambler.ru или в адрес редакции журнала «Локотранс», или на сайт 750mm.ru до конца сентября текущего года.