По забытым железным дорогам Калужской области

История и современность узкоколейных железных дорог в России и зарубежом

По забытым железным дорогам Калужской области

Сообщение Provodnik » 25 авг 2017, 15:54

Не так давно мы рассказывали об истории калужских трактов - многие из них заброшены и забыты. С середины ХIХ века роль главных путей сообщения постепенно начинают брать на себя железные дороги. В нашей области существовали целые железнодорожные сети общей длиной в сотни километров, следы коих сейчас найти удается с трудом – и на местности, и в человеческой памяти. Между тем история их интересна и поучительна. Разговор - об узкоколейных железных дорогах. Например, вплоть до середины 1990-х годов мини-электровоз с пятком вагонеток возил песок с карьера на заводе силикатного кирпича в одноименном микрорайоне, а в городском бору до революции была узкоколейка на конной тяге для вывозки леса. Позже некоторые узкоколейки, родившись узкотехнологическими, приобретали значение важных транспортных и пассажирских путей.

Знаете ли вы, что некогда можно было, купив билет на поезд, доехать по прямой от Серпухова до нынешнего города Жукова (в прошлом - Угодский Завод)? Начиналась эта узкоколейка, подобно большинству, как лесовозная. В конце ХIХ – начале ХХ века огромное значение, даже в масштабах государства, приобрело «Товарищество мануфактур Н.Н.Коншина». Холдинг (по нынешней терминологии) включал несколько ткацких и красильных фабрик с полутора десятками тысяч рабочих, со всей инфраструктурой: электростанцией, ремонтными мастерскими паровых машин, разветвленной сетью путей сообщений, включавшей в себя даже канатную дорогу для транспортировки хлопковых кип к фабрике. Главные предприятия размещались в окрестностях Серпухова и требовали много дров. Для вывоза их и была построена узкоколейная железная дорога, вскоре ставшая важной транспортной артерией. Пожалуй, время расцвета ее приходится на 1930-е годы, а разобрали последнюю линию в начале 1960-х...

Осталось ли от этой дороги хоть что-то интересное? Да. По автодороге Балабаново - Серпухов можно добраться до д.Станки, у самой границы Калужской и Московской областей. Здесь была одна из двух крупных станций узкоколейки. Издали внимание привлекают кирпичные стены депо (увы, без крыши), а чуть дальше – двухэтажный деревянный дом бывшего управления дороги. Оба объекта находятся в жутком состоянии, и вполне возможно, в ближайшее время будут окончательно разрушены или перестроены – но даже в таком виде вычурная промышленная архитектура начала ХХ века производит впечатление... В нескольких десятках километров – бетонный мост через реку Аложу (у д.Трояново) – весьма впечатляющая и необычная конструкция. К сожалению, осмотр его затруднен – это уже территория элитного охотхозяйства и заказника, где, по словам охранников, бывают и первые лица государства.

Достаточно длинная лесовозная дорога, более 50 километров, существовала до 1970-х в Хвастовичском районе – от пос. Еленский в сторону с.Кирейково. Помимо лесовозных ходили здесь и рабочие поезда, коими пользовались, конечно, и местные жители. Единственный известный мне «памятник», оставшийся от этой дороги, – вагон-платформа в роли... моста через овражек у пос. Еленский. В начале 2000-х он еще существовал, не знаю, сохранился ли сейчас...

Примерно то же самое можно сказать о сети узкоколеек в Спас-Деменском районе с базой в с.Чипляево – служили они для нужд торфоразработок, но ходили по ним и пассажирские вагоны. Один из них еще недавно стоял у Варшавской трассы в качестве... придорожного кафе. В этом году, оказавшись в Чипляеве, я его уже не обнаружил. Некоторые местные жители уверяют, что что-то из подвижного состава сохранилось на территории ныне неработающего завода метизных изделий. Другие, впрочем, говорят, что «все на металлолом в 1990-х посдавали, ничего не осталось»...

Но, на мой взгляд, самая интересная узкоколейная железная дорога была в Жиздринском и Людиновском районах. Во второй половине ХIХ века это была вотчина предпринимателя С.И.Мальцова, к сожалению, ныне почти забытого нашего земляка. А должно бы его имя, на мой взгляд, стоять в одном ряду даже, например, с Циолковским.

Отец и сын Мальцовы устроили множество заводов: механических, железоделательных, стекольных... Сергей Иванович не просто охотно внедрял технические новинки – он, судя по всему, был настоящим энтузиастом технического прогресса, играл роль его вдохновителя и «полководца-стратега». В нынешней терминологии – это генеральный конструктор крупного научно-производственного объединения. На предприятиях мальцовского заводского округа, охватывавшего не только юго-запад Калужской губернии, но и несколько районов Брянской и Орловской, работали до ста тысяч человек.

Знаете ли вы, что первые в России винтовые речные суда были построены в Людинове и своим ходом по Жиздре отправлены заказчикам на Волгу? А руду для чугунолитейных заводов возили еще в ХIХ веке паровые тракторы собственной конструкции и производства? Что и первые российские товарные паровозы собственной конструкции были сделаны на Людиновском заводе?

Помимо заводов империя Мальцовых включала в себя рудники (добывали железную руду, фосфориты, охру, серный колчедан, стекольные пески), «агрофирмы», технические училища... При этом, что особенно импонирует и лежит в русле современных тенденций, «промышленная империя» была децентрализована, никакой гигантомании, каждый из заводов был относительно небольшим, руду копали у себя за околицей крестьяне из десятка деревень в зимний период... Чтобы связать все это в единое целое, разумеется, потребовались железные дороги. Сеть мальцовских узкоколеек была уникальной – даже стандарт ширины колеи в 914 мм больше нигде у нас не использовался (у всех прочих наших узкоколеек – 750 мм). Паровозы, вагоны, мосты – все проектировалось здесь же и в расчете на местные условия. В годы расцвета общая длина узкоколеек составляла около 200 километров, ходили 26 паровозов, 461 грузовой вагон, 142 вагона-платформы, 52 пассажирских вагона... (Словарь Брокгауза и Эфрона). Что осталось от всего этого?

Например, воспоминания немногих старожилов:

- Мама рассказывала, дедушка, - говорит Мария Ефимовна Беззубцева, уроженка с.Буда Монастырская, - руду брали у Кожановки и Пузановки. Около Пыренки. Копали в ямах. Возил дедушка на лошадях до узкоколейки. Там принимали, дальше уже по ней в Людиново. Прекратили копать, когда колхозы создались. Здесь раньше жили единоличники, были свои лошади... После войны от нас поезда уже не ходили. Рельсы лежали, а мосты взорваны были. Маленький паровозик ходил после войны от Бытоши до Людинова. Мы ездили на нем на рынок. Вагончик был....

Судя по всему, после войны использовались уже трофейные немецкие паровозы. Данные о мостах противоречивы. Кто-то говорит, что их взорвали во время войны, а разобрали чуть позже: «Ой, там такой красивый мост был, с колоннами, через реку Ясенок», кто-то, что красный мост через реку Сектец сдали на металлолом совсем недавно... Сейчас от него остались только две бетонные опоры, хотя километров двадцать по пути бывшей дороги – приблизительно от Кожановки до Букани (и по ветке на Андреево-Палики) пройти можно, выемки и насыпи хорошо видны... Почему бы и здесь не организовать пеший туристический маршрут? Жаль, если нельзя будет показать туристам хотя бы несколько вагонов и паровоз... Или все-таки можно? Может быть, отыщется что-то на каком-нибудь забытом заводском дворе забытого завода?

Пренебрежение к памятникам техники вообще огорчает и поражает. Я не говорю о специальном музее, но разве так уж трудно поставить на постамент хотя бы паровоз или даже тепловоз послевоенного выпуска? (На территории Людиновского тепловозостроительного завода, основанном Мальцовым, такой стоит – но видят его только работники.) Или машину-полуторку. Или трактор. Подкрасить и подреставрировать старое депо или мастерские ХIХ века? Неужели это менее значимо, чем традиционно охраняемые памятники архитектуры вроде помещичьих усадеб? У нас же техническая цивилизация, и большинство сограждан пока еще – технари! А будущее поколение как воспитывать? Почему бы, например, не поставить списанные автомашины в виде детских забав в каком-нибудь скверике?

Не так давно по инициативе бетлицкого краеведа Алексея Оленичева был установлен памятный знак в честь С.И.Мальцова – камень на месте одного из его предприятий - водяной мельницы. Хорошая инициатива, однако, думаю, лучшим памятником был бы, скажем, паровой двигатель мальцовского завода. Или хотя бы кусок рельса с фирменным клеймом. А в идеале – музей, да не с фотографиями, а с натурными экспонатами, хотя бы в виде макетов и диорам. Интерес будет! В конце 1990-х многие любители железных дорог ездили за сотни километров, чтоб увидеть на линии Брянск - Дудоровский действующие механические семафоры. Увы, сейчас их нет, как и самой линии. А во многих регионах пускают даже экскурсионные поезда с паровозами...

Андрей ПЕРЕПЕЛИЦЫН
Ссылка на статью: http://www.vest-news.ru/article/101212
Мы не ищем легких путей. Нам лень.
Изображение
Аватара пользователя
Provodnik
 
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 27 авг 2008, 12:08

Вернуться в Фото, видео и описания узкоколеек

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron